slice1 slice2

Время различных ожиданий. Российский и мировой рынок стали

Последняя неделя марта ознаменовалась всплеском правительственного оптимизма. Министерство экономического развития подготовило новый прогноз, согласно которому в российской экономике появились признаки выхода из кризиса. Благоприятные ожидания базируются, прежде всего, на укреплении рубля, вошедшего в интервал 56-58 руб. за доллар и снижении инфляции до 0,2% в неделю, т. е. немногим более 10% в годовом эквиваленте. Кроме того, предполагается, что цены на нефть во втором полугодии начнут подниматься, достигнув к четвертому кварталу примерно $70 за баррель. А если война в Йемене разгорится как следует и втянет в себя соседнюю Саудовскую Аравию, подорожание окажется еще более значительным.

Как считают в Минэкономразвития, до конца текущего года рубль так и останется в пределах 55-60 руб. за доллар с постепенным тяготением к нижней границе, а в последующем произойдет его дальнейший рост до 50, а при условии отмены хотя бы европейских санкций — и даже до 40 руб. за доллар. Инфляция, как ожидается, уже в начале 2016 года упадет до менее 10%. К осени текущего года, как предсказывают специалисты Министерства, экономика в целом приспособится к низким доходам от экспорта энергоносителей, новому курсу рубля и недоступности западного финансирования, а в 2016 году инвестиции, промышленное производство и экспорт пойдут вверх.

Пожалуй, оценки Минэкономразвития, заодно изменившего прогнозируемый уровень падения российского ВВП в 2015 году от 3 до 2,5%, выглядят слишком оптимистичными. Проблема в том, что снижение инфляции, которое в правительстве и Центробанке России, очевидно, считают своей главной заслугой и основным обнадеживающим фактором, лишь частично обусловлено укреплением курса рубля. В действительности, в отечественной экономике сейчас происходит дефляция, вызванная, прежде всего, падением платежеспособного спроса.

Именно такие процессы наблюдаются на российском рынке стали. Производители арматуры по итогам марта приняли решение о понижении котировок по мартовским поставкам на 7-8% по сравнению с предыдущим месяцем. Уменьшается и стоимость этой продукции на вторичном рынке. Заводские цены на листовой прокат в апреле, судя по всему, тоже будут уступать мартовским. Ранее большинство поставщиков заявили о намерении оставить нынешние котировки без изменений, но весьма вероятно, что им придется пойти на уступки, чтобы хоть как-то стимулировать падающие продажи.

По данным российских статистических органов, в январе-феврале 2015 года инвестиции в основной капитал сократились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем строительных работ — почти на 7%. Причем, в дальнейшем эти показатели, очевидно, будут ухудшаться. Например, в строительной отрасли в последнее время, в основном, происходит завершение проектов, находящихся в высокой степени готовности, в то время как новых строек начинается очень мало. Российские производители проката и стройматериалов в последнее время явочным порядком приходят к консенсусу о том, что в текущем году спрос на материалы со стороны строительного сектора уменьшится примерно на 30% по сравнению с прошлым годом. Учитывая, что на эту отрасль приходится более 50% потребления стали в России, провал в строительстве окажет резко негативное воздействие на рынки сортового и фасонного проката, труб, листовой стали с покрытиями.

Пока что поддержка строительного сектора государством ограничивается субсидированием ипотечных кредитов, предоставляемых банками по ставке 11,9-12,0%. Тем не менее, как сообщил директор департамента финансовой стабильности Центробанка России Сергей Моисеев, в этом году выдача таких займов упадет вдвое по сравнению с 2014 годом и начнет снова увеличиваться (гораздо более низкими темпами) лишь с 2016 года. По признанию министра экономического развития Алексея Улюкаева, перечень проектов (в том числе, инфраструктурных), которые получат финансирование из Фонда национального благосостояния, до сих пор не утвержден, так что дополнительные госинвестиции, способные хоть немного оживить строительную отрасль, возможно, поступят в экономику не раньше конца нынешнего, а то и начала следующего года.

Вообще, события последних месяцев показали одно весьма тревожное слабое место российского правительства — медленное принятие и еще более замедленное исполнение решений. Важнейшие пункты антикризисного плана, утвержденного еще в январе, до сих пор не выполнены, а некоторые — все еще проходят предварительную стадию обсуждения. Такое впечатление, что заявляя о появлении признаков оживления в экономике, министры как бы намекают, что никаких антикризисных программ на самом деле и не нужно, ведь все прекрасно получается и без них.

Однако реальность, данная нам в ощущениях, показывает, что дела на самом деле идут не так уж хорошо, а экономика действительно требует срочной поддержки со стороны государства. Так, в конце марта на правительственный уровень, наконец, вышло совершенно бедственное положение отечественного транспортного машиностроения. За первые два месяца текущего года продажи легковых автомобилей упали на 32% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а производство — на 20%. Выпуск грузовых автомобилей сократился более чем на 30%, железнодорожных вагонов — на 57%!

В конце марта машиностроители снова начали жаловаться на избыточное удорожание проката, хотя эта проблема, казалось, была решена месяцем ранее. Производителей автомобилей и вагонов поддержал в их претензиях и президент РЖД Владимир Якунин. В принципе, доля металла в себестоимости транспортных средств, как правило, невелика, но машиностроительные компании из-за обвала спроса находятся в таком положении, что даже относительно небольшой рост затрат приумножает их убытки.

Министерство промышленности и торговли, спохватившись, предложило ряд мер по поддержке автопрома общей стоимостью 25 млрд. руб. — субсидирование автокредитов, госзаказы на муниципальный транспорт, запрет на приобретение импортных машин госструктурами и т. д. Предложено также выделить в этом году 3,5 млрд. руб. на финансирование компаний, предоставляющих в лизинг пассажирские вагоны отечественного производства. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева должна быть доработана Стратегия развития транспортного машиностроения до 2030 года.

Все это, безусловно, может дать какой-то эффект, но пока что антикризисные меры российского правительства, по большей части, характеризуются словами «слишком мало и слишком поздно». Основные надежды, похоже, возлагаются на то, что экономика, достигнув дна где-то осенью текущего года, оттолкнется от него и пойдет в рост сама собой — как говорится, под действием толчка «невидимой руки рынка». В рамках этой стратегии обязанности государства, действительно, сводятся лишь к точечным акциям в ручном режиме с целью прикрытия наиболее проблемных направлений.

Что же, посмотрим, что из этого получится. А пока что российским металлургам и дистрибьюторам придется готовиться к очень сложному второму кварталу, когда все отрицательные последствия прошлогодних шоков проявятся в полной мере, кредитные ресурсы по-прежнему останутся дорогими и дефицитными, а действие правительственных антикризисных программ еще, по сути, не начнется. Очевидно и то, в ближайшие несколько недель стоимость проката на российском рынке продолжит снижение.

Участники мирового рынка стали, наоборот, надеются, что именно в апреле продолжающийся уже более полугода спад, наконец, удастся прекратить. Надежды возлагаются, в частности, на сокращение производства и экспорта стали в Китае. Власти КНР в конце марта начали принимать реальные меры по закрытию избыточных сталелитейных и прокатных мощностей, требуя остановки предприятий, сильно загрязняющих окружающую среду. Одновременно в правительстве разрабатывается концепция вывода металлургических предприятий из бизнеса с минимизацией социальных издержек. Именно боязнь потери рабочих мест ранее являлась главной причиной поддержки хронически убыточных компаний местными администрациями.

В конце марта несколько оживилась и строительная отрасль Китая, а национальные производители подняли экспортные котировки на сортовой прокат. Но в секторе листовой продукции пока изменений к лучшему мало. Продавцам приходится идти на новые уступки, так как избыточные поставки в предыдущие месяцы привели к переполнению ключевых рынков. Кроме того, перспективы уменьшения выплавки стали в Китае спровоцировали удешевление железной руды и коксующегося угля, что оказывает дополнительное давление на стоимость проката.

Российские экспортеры стальной продукции тоже не могут занести последнюю неделю марта себе в актив. Котировки на горячий прокат и заготовки продолжали медленно снижаться. Здесь критическое значение для отечественных металлургов имеет ситуация в Турции, где национальную экономику лихорадит из-за нестабильности валютного рынка, а производство и экспорт стали сократились из-за неблагоприятной обстановки в странах Ближнего Востока. В этой связи война в Йемене может вызвать новый спад на региональном рынке сорта.

В Европе все пока что без особых изменений. Курс евро немного приподнялся по отношению к доллару, так что конкурентоспособность российского проката на региональном рынке несколько возросла. Но внутренние котировки находятся, в целом, на одном уровне из-за недостаточного спроса. Некоторые европейские производители анонсировали на апрель повышение цен на плоский прокат в пределах 10 евро за т, но пока не рассчитывают на большее.